Память святых отцов шести Вселенских соборов
1 августа 2010 года

Православная церковь в воскресенье, 1 августа (19 июля по старому стилю), празднует память святых отцов шести Вселенских соборов.

Вселенские Соборы - это собрания предстоятелей и представителей всех поместных церквей, которые созывались для опровержения еретических лжеучений, авторитетного изложения догматов и решения канонических вопросов. Определения и правила Вселенского собора простираются на все поместные церкви и на все времена.

Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских соборов вырабатывали правила для упорядочения церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов, и не заменяет их новыми.

Православная церковь признает семь святых Вселенских соборов: Никейский, Константинопольский, Ефесский, Халкидонский, Константинопольский второй, Константинопольский третий, Никейский второй.

На первом Вселенском соборе, который состоялся в 325 году в Никее, присутствовали 318 епископов, среди которых были святой Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, святой Афанасий Великий. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, а также были установлены многие другие правила.

Второй Вселенский собор был созван в 381 году в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Собор выступил против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица святой Троицы ? Духа Святого.

На соборе присутствовали 150 епископов. Председательствовал Григорий Богослов, также участвовали Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский. На соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Третий Вселенский собор был созван в 431 году в Ефесе против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с которым потом Бог соединился нравственно и обитал в нем, как в храме. Потому Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

На Соборе присутствовали 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Четвертый Вселенский собор был созван в 451 году в Халкидоне против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей Евтихия, который отвергал человеческую природу в Иисусе Христе и утверждал, что в Нем следует признавать только одно Божеское естество.

Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его - монофизитами (одноестественниками). На соборе присутствовали 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек.

Пятый Вселенский собор был созван в 553 году в Константинополе по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские идеи. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать четвертый Вселенский собор и клеветать на Православную Вселенскую церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На соборе присутствовали 165 епископов.

Шестой Вселенский собор был созван в 680 году в Константинополе и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофилитов, которые признавали в Иисусе Христе хоть и два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. Шестой Вселенский собор осудил и отверг ересь монофилитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

На седьмом Вселенском соборе, который был созван в 787 году, обсуждалась проблема иконоборчества.

Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более 300 лет, была временем споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских соборов празднуется как знамение того, что святители Христианской церкви сформулировали и утвердили догматы христианского вероучения, определили богословскую основу вероучения.