Память положения честной Ризы Иисуса Христа в Москве
23 июля 2010 года

Русская Православная Церковь празднует 23 июля Положение честной Ризы Иисуса Христа в Москве, в память обретения этой святыни в 1625 году.

Ниже приводится справочная информация.

История святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя.

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном ? они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, ? да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий".

Об обстоятельствах перенесения Ризы Господней из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские.

По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября).

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей (известны также части Ризы Господней в Западной Европе ? в городе Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Федоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619?1633) и царю Михаилу.

В марте 1625 года персидский посол привёз Ризу в Москву. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрёл эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.

27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для Ее хранения был устроен медный шатер в юго?западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла.

Празднование перенесение Ризы, как благословение царствующему дому, установили накануне дня венчания на царство Михаила Романова.

Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и греком Иоанникием.

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. Кроме того, верующие, принимая в своих домах Ризу Господню, отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили ей вред.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы ? в Киево?Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.

Частицы Ризы Господней сохранялись не только в православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. Риза Господня находилась в ведении царской семьи, и российские правители могли распоряжаться святыней по своему благоусмотрению.

В 1701 году Пётр I приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения ? каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезённой когда?то в Россию персидским посольством. Однако сама Риза по?прежнему хранилась в Успенском соборе.

Во время русско?французской войны 1812 года она вместе с другими святынями была вывезена из Москвы в Вологду. После победы над Наполеоном патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и Риза Господня заняла своё прежнее место в Успенском соборе.

По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, известно, что после революции, 1918 года, "московская" часть Ризы Господней была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Ковчег с Ризой Господней попал в отдел драгоценных металлов.

19 ноября 2007 года, в дни празднования 90?летия восстановления Патриаршества в России, фрагмент Ризы Господней, хранившейся в коллекции музеев Московского Кремля, был передан президентом Владимиром Путиным патриарху Алексию II. Cвятыня навсегда передана в Храм Христа Спасителя.

Ещё одна частица Ризы находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 году, в связи с 250?летием этой церкви. А Патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от Патриарха Александрийского.

В конце 2003 года администрация Ярославского историко?архитектурного музея?заповедника "Спасский монастырь" сделала сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица Ризы Господней, считавшейся утраченной в годы революции.

Эта частица Ризы Господней в 1650 году была подарена царём Алексеем Михайловичем за великие заслуги ярославским купцам братьям Скрипиным, которые финансировали ополчение Минина и Пожарского.

9 апреля 2004 года, в Великую пятницу, святыня была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо?Введенском Толгском женском монастыре.

В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, так как положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.