Образование скрестят с религией: ученики четвертых классов возьмут в руки Коран и Библию
31 марта 2010 года

Вызвавший неоднозначную реакцию в обществе новый "религиозный" курс начнут преподавать четвероклассникам с 1 апреля: в кратчайшие сроки были написаны учебники, подготовлены учителя и отобраны 19 экспериментальных регионов РФ. Однако большинство семей, даже глубоко верующих, выбрали для своих детей курс светской этики, что делает будущее эксперимента весьма туманным.

Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" включает шесть модулей: православную, исламскую, буддийскую, иудейскую культуры, основы мировых религиозных культур и светскую этику. Школьники будут изучать на выбор один из модулей.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись с начала 2000-х годов. Точку в спорах поставил президент России Дмитрий Медведев в июле 2009 года. Он поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов страны. В нем примут участие около 300 тысяч школьников и 15 тысяч учителей. Если эксперимент в отобранных регионах пройдет успешно, его распространят на всю страну.

Согласно исследованию, поведенному Фондом "Общественное мнение" 20-21 марта среди 2 тысяч респондентов, 63% россиян положительно относится к введению в школах курса "Основы религиозных культур и светской этики", 17% эту идею не поддерживает. Участники опроса считают, что этот предмет будет способствовать культурному и духовному развитию детей: школьники получат знание о религиях, станут более дисциплинированными и будут более уважительно относиться к старшим. Еще россияне надеются, что изучение предмета сделает их детей более религиозными, у них появится вера в Бога. Среди отрицательных последствий введения курса респонденты назвали увеличение нагрузки на школьников. Они опасаются, что ребятам будут "навязывать религию", а предмет будут некорректно преподавать плохие педагоги.

Более половины респондентов (53%) считают, что этот курс должен преподаваться в школе в качестве факультатива, 20% - что он должен быть обязательным для всех, а 11% - что его вообще не должно быть в школе.

ВЕСЕЛАЯ РЕЛИГИЯ

Учебники по основам православной, исламской, иудейской и буддистской культур доверили написать представителям религиозных конфессий. Причем, сделать это они должны были в очень короткий срок - за 2,5 месяца. Поэтому некоторые авторы вынуждены были взять за основу иностранные учебники.

По мнению профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, конфессиональные учебники получились "веселыми и жизнерадостными", потому что представители четырех религий писали о том, что для них дорого и значимо. А вот учебники по мировым религиям и светской этике, по словам Кураева, вышли "скучными", потому что писались светскими профессорами, которые "просто заполняли страницы, ужимая свои университетские лекции и адаптируя их к начальной школе".

С ним не согласна координатор группы разработчиков, завкафедрой философии, религии и религиоведения Санкт-Петербургского госуниверситета Марианна Шахнович. "Я не считаю, что учебники по светской этике получились скучными. Мне кажется, они очень хорошие, живые. Другое дело, что для таких маленьких детей это все очень сложно", - сказала она.

В учебники вошли 30 глав. Первый урок и последние четыре будут одинаковыми для всех модулей, четвероклассники в начале и конце курса будут учиться все вместе. Предполагается, что со второго занятия ребята разойдутся по разным классам. На уроках по православной и другим религиозным культурам младших школьников будут учить добру, милосердию и ответственности на примерах из Библии, Корана, Талмуда и других священных книг. А в рамках светской этики им расскажут о семейных ценностях и праздниках, познакомят с дворянским кодексом чести, моралью защитника Отечества, нравственными традициями предпринимательства.

Как утверждают представители конфессий, их учебники лишены миссионерского начала, поэтому детям на уроках не будут "навязывать религию". Ребят не будут просить заучивать наизусть отрывки из священных писаний или молитвы. Учителя не будут ставить им отметки, но могут дать задание на дом.

В учебниках много красочных иллюстраций. В пособия вошли снимки храмов, мечетей и синагог, иллюстрации из жизни современных религиозных общин.

По словам гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, все 19 регионов уже получили учебники по новому предмету. Самый большой заказ поступил на пособия по светской этике - 123 тысячи экземпляров. По основам православной культуры в регионы отправили 83 тысячи книг, мировых религиозных культур - 58 тысяч, исламской культуре - 37 тысяч, буддистской - 14 тысяч и иудейской - 12 тысяч.

Все учебники будут сопровождаться электронными версиями на дисках. Кроме того, все родители получат книги, где будет разъясняться, какое участие должна принять семья в изучении предмета. Специальные пособия подготовлены и для учителей.

ПО ОБЕ СТОРОНЫ ПАРТЫ

Предполагается, что новый курс будут вести 15 тысяч учителей. Среди них только светские педагоги. "Основы религиозных культур и светской этики" будут преподавать учителя начальных классов, истории, обществознания, русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, культуру религий и этику в будущем могли бы с успехом преподавать учителя физики и математики.

К принципиально новому для школы предмету педагогов один месяц готовили тренеры, которых, в свою очередь, месяц обучали в Москве на базе Академии повышения квалификации.

По словам замминистра образования и науки РФ Исаака Калины, хотя учителей готовили преподавать только один предмет, они получили знания о всех шести модулях.

Минобрнауки РФ и Общественная палата обещают внимательно следить за тем, чтобы регионы не навязывали школьникам какую-то одну дисциплину в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики", чтобы права детей, представляющих религиозные меньшинства, не ущемлялись, а светская суть предмета не подменялась религиозным воспитанием.

По словам Калины, родители, которые посчитают, что права их детей нарушаются, могут обратиться в координационные органы, созданные при губернаторах и вице-губернаторах, в которые войдут представители конфессий, педагоги и общественные деятели. При необходимости родители также могут пожаловаться в районный отдел образования.

Контролировать введение нового школьного курса будут полномочные представители президента в округах, на территории которых пройдет эксперимент.

"Основы религиозных культур и светской этики" будут преподавать в школах Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечни, Чувашии, Камчатского, Красноярского, Ставропольского краев, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областей и Еврейской автономной области.