Изучение основ религий способствует взаимоуважению - замминистра образования РФ
30 марта 2010 года

Эксперимент по введению в школах 19 регионов России преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики" приведет со временем к росту взаимоуважения и самоуважения тех, кто будет изучать предмет, убежден замминистра образования и науки РФ Исаак Калина.

"Знакомство школьников с основами религиозных культур, основами светской этики через определенный промежуток времени обязательно скажется на взаимоуважении людей, на самоуважении", - сказал Калина во вторник в Москве на пресс-конференции, посвященной апробации курса.

По его словам, это "педагогический сложнейший эксперимент по знакомству наших школьников с важнейшим пластом культуры человечества и российской культуры, с которым наши школы плохо знакомили своих учащихся в течение последних 80 лет". Многие вопросы истории, культуры, обществознания "мало понятны, если не знать историю влияния на эти процессы религий, религиозных культур", и очень важно научиться оценивать поведение других людей не только в рамках своей системы координат, добавил он.

Замминистра образования напомнил, что школьникам и их родителям предоставлено право выбора изучения основ той или иной религиозной культуры, мировых религиозных культур или светской этики.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата епископ Зарайский Меркурий назвал эксперимент "тестом на демократическую и гражданскую состоятельность нашего общества".

"И то, что мы сегодня - представители конфессий и научного, педагогического сообщества - выступаем вместе, с единой позицией заботы о нравственности подрастающего поколения, очень важно. Нужно научиться слушать друг друга... руководствоваться не только своими собственническими интересами, но и благами своего Отечества", - добавил представитель Русской православной церкви.

Автор учебника "Основы исламской культуры", зампредседателя Совета муфтиев России, ректор Московского исламского университета Марат Муртазин выразил надежду, что начинающийся в 19 регионах эксперимент "покажет все то положительное и отрицательное (которое неизбежно есть в рамках любого эксперимента)". Главная цель эксперимента, по его словам, заключается в том, "чтобы дети лучше знали друг друга, уважали, любили друг друга, понимали, что мы граждане одного государства - России, живем и работаем ради наших детей и будущего нашей страны".

Автор учебника по основам буддийской культуры, ректор духовного профессионального образовательного учреждения "Агинская буддийская академия" Владимир Чимитдоржиев (Бабу Лама) отметил, что к написанию пособия были привлечены люди верующие. "При этом мы понимали, что между верующими и неверующими - огромная пропасть... Есть две стороны реки, и между ними течет река - и это мы называем культура", - пояснил Лама.

По его словам, в написанной на базе Агинской буддийской академии книге удалось раскрыть "в какой-то мере именно культурную часть буддизма", учитывая бурятский, тувинский, калмыцкий буддизм.

Учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" включает в себя шесть "модулей": основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Один из "модулей" изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей. В течение 2010-2011 годов курс преподается в 19 субъектах РФ в экспериментальном режиме в четвертой четверти четвертого класса и первой четверти пятого класса.

Согласно общим положениям, разработанным Минобрнауки, курс является "культурологическим" и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, "на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним".