РПЦ способна сохранить произведения искусства, уверяют ее представители
25 марта 2010 года

Русская православная церковь способна взять ответственность за сохранность переданных ей произведений искусства и готова к широкому сотрудничеству с музейщиками, заявили представители религиозного сообщества в открытом обращении в ответ на письмо представителей музейного сообщества на имя президента РФ Дмитрия Медведева.

Текст обращения в четверг опубликовал официальный сайт Русской православной церкви.

Письмо сотрудников музеев России, искусствоведов и реставраторов было опубликовано в середине февраля в газете "Новые известия". Всего было собрано 150 подписей. Музейщики призвали президента открыто высказаться против "необдуманной и сомнительной" инициативы, связанной с передачей Церкви имущества религиозного назначения.

О такой инициативе в начале 2010 года объявило министерство культуры РФ. Законопроект предполагает передачу религиозным организациям имущества, которое ранее находилось в их собственности, но было национализировано.

ПРОБЛЕМА СОХРАННОСТИ

Религиозные деятели соглашаются с существующей проблемой сохранности зданий и предметов, являющихся "важной частью отечественного культурного наследия", но аргументы, приведенные музейными работниками, в ряде случаев у них вызывают "серьезные возражения".

"Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается", - говорится в обращении.

Оно подписано председателем отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Информационного отдела Московского патриархата Владимиром Легойдой, ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре, наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

"Вами утверждается, что ни один православный храм России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение древних икон и фресок, а также то, что в церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались. Невольно возникает вопрос: если все обстояло так, то каким же образом огромное количество старинных икон, входящих ныне в музейные собрания, сохранилось до XX века?" - отмечают представители РПЦ.

По их словам, большинство памятников до двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия находилось в действующих храмах, откуда они, как правило, насильственно изымались в послереволюционные годы.

НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ

"Вы утверждаете, что икона в музее "не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию", в противовес "церковному поновлению", при котором "творения древних мастеров дополняются современным художником сообразно вкусам заказчика", - отмечается в письме.

Случаи подобного "безграмотного поновления", если и случались ранее, то крайне редко, пишут представители Церкви. По их словам, за любые непродуманные действия священникам, ответственным за сохранность икон, "неизбежно придется держать ответ перед церковным Священноначалием".

"Сам факт нахождения древней иконы в храме не означает невозможности - если необходимо - научной реставрации такого образа. Церковь давно и активно сотрудничает с профессиональными реставраторами, а также занимается подготовкой будущих реставраторов в своих учебных заведениях", - говорится в обращении.

САКРАЛЬНОСТЬ

По мнению религиозных деятелей, музейные работники в своих аргументах не учитывают главного - "икона по своей природе имеет особое сакральное значение и для христиан является своего рода окном в иной, Горний мир". Они подчеркивают, что иконописные изображения православных святынь для верующих людей "чрезвычайно важны и дороги сами по себе".

"Икона живет там, где совершается молитва, где она является органичной частью церковного убранства, призванного создавать особую атмосферу, настраивающую душу и сердце человека на общение с Творцом. Пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах противоречит самому замыслу их создателей", - уверены представители Московского патриархата.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО УБРАНСТВА

"Вы указываете как на нечто недопустимое на изменение стиля церковного убранства в связи с новыми тенденциями в живописи и архитектуре. Между тем, это распространенная общемировая практика", - отмечают авторы письма.

По их словам, храмы не всегда возводились как целостные архитектурные сооружения, внешний облик и интерьер которых должны были сохраняться "незыблемо".

"Религиозное искусство, оставаясь неизменным в главном, подвергалось тем же преобразованиям, что и искусство светское, переходившее от аскетичной простоты раннего средневековья к пышности ренессанса и барокко, а затем к строгим линиям классицизма. Разумеется, эти изменения находили отражение в храмовом убранстве, что является естественным жизненным процессом", - говорится в письме.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Представители РПЦ не могут согласиться с тем, что икона как культурная ценность общедоступна лишь в музее, тогда как в храме ее могут видеть только верующие.

"Нет никаких ограничений на посещение храмов Русской православной церкви представителями других религий и конфессий или неверующими людьми. Любой желающий может посетить православный храм, осмотреть его, ознакомиться с имеющимися в нем иконами и другими предметами церковного искусства", - отмечают они.

Известно, что многие иконы находятся в запасниках музеев, где их годами могут наблюдать только избранные специалисты, добавляют представители Церкви.

По их мнению, "намного логичнее", чтобы тысячи школьников и студентов, которые проявляют интерес к церковному искусству, "черпали свои знания о религиозном искусстве из первоисточника и видели икону в пространстве храма".

"Вы выражаете надежду на то, что в начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться. Русская православная церковь целиком разделяет эту надежду и для воплощения ее в жизнь готова к широкому сотрудничеству с музейным сообществом России, которое в нашей Церкви пользуется заслуженным уважением благодаря огромному вкладу музеев в сохранение общего культурного наследия", - пишут религиозные деятели.

ОБРАЩЕНИЕ К ПАТРИАРХУ

Работники искусства и науки, кроме президента, написали также открытое обращение к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором также призывали приостановить процесс передачи имущества Церкви. Письмо было опубликовано в газете "НГ Религия" в начале марта.

Они предложили главе РПЦ обратиться к российскому руководству с просьбой приостановить подготовку закона и заявили, что к памятникам искусства нельзя относиться, как "к простому имуществу". По мнению авторов письма, в разработке закона, наряду с представителями Церкви, должны принять участие ученые и музейные работники, а составлен этот закон должен быть так, чтобы "не угрожать ни сохранности памятников церковного искусства и архитектуры, ни целостности существующих музейных коллекций".

Тогда глава пресс-службы патриарха священник Владимир Вигилянский заявил, что письмо работников искусства и науки патриарху дает почву для дискуссии.

Работники культуры в письме выразили понимание озабоченности Русской православной церкви и других конфессий судьбой религиозных святынь и признали, что существуют определенные проблемы их хранения и экспонирования. Но, по их мнению, эти проблемы нужно решать "путем взаимно уважительного и конструктивного диалога, в соответствии с действующим законодательством".

Вигилянский отметил, что работники искусства не учли "сакральную" функцию иконы, а именно - "молитвенное общение верующего человека с иконой". По его словам, большинство памятников церковного искусства музеи хранят в запасниках и не выставляют в музейных залах. "В музейных залах находится 1-2% хранящихся в музее икон", - заявил он.

Открытое письмо первосвятителю подписали, в частности, гендиректор Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" Владимир Толстой, директор Государственного исторического музея Александр Шкурко, гендиректор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева, генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, директор Института археологии РАН Николай Макаров, кинорежиссер Павел Лунгин.

Письмо президенту подписали сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", Государственного Исторического музея и других организаций, в том числе лауреат Государственной премии РФ, ведущий научный сотрудник НИИ Российской академии художеств доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова, ведущий научный сотрудник Института славяноведения Российской академии наук доктор искусствоведения Олег Тарасов.